Рабочие программы

            Программы по биологии и  

           внеурочной деятельности.  

1. Пономарева 

http://uchitelya.com/biologiya/15926-rabochaya-programma-po-biologii-fgos-5-9-klassy-po-ponomarevoy-in.html

2. Пасечник В.В.

http://drofa-ventana.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-biologiya_type-rabochaya-programma/

3. Сферы.

 

 

Программа внеурочной деятельности.

1. Полыгалина Е.Г. "Необитаемый остров".

Паспорт программы
  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………3-12
  2. Структура программы…………………………………………………………………….…12-13
  3. Календарно-тематическое планирование………………………………………14-17
  4. Литература…………………………………………………………………………………………18-20

Пояснительная записка.
Основанием введения курса внеурочной деятельности «Необитаемый остров» явилось решение педагогического совета школы. Курс является частью программы учебно – воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность «Необитаемый остров» адресована учащимся 5 классов, выбравшим естественно- научный профиль, а также учащимся, которые проявляют интерес к биологическим,географическим,физическим знаниям. Значение биологических и географических, физических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Курс «Необитаемый остров» вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, и о влиянии его на живой организм человека. Курс раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует реализации установок на здоровый образ жизни, и ориентирован на расширение и углубление знаний о проявлениях в организме человека основных жизненных свойств. Внеурочная деятельность нацелена на понимание эффективности профилактики, в основе которой положено формирование знаний о чрезвычайных ситуациях и поведении в них,получение знаний об абиотических процессах и их влиянии на организм человека,о природных явлениях и поведении в них.

Целью курса является формирование компетенции для реализации установок на безопасность в чрезвычайных ситуациях
-сформировать представление у учащихся о нестандартных ситуациях,
-обучить алгоритму поведения при нестандартных ситуациях,
-формировать основы экологической грамотности,
-обучить приемам предупреждения инфекционных заболеваний и личной гигиене при уходе за больными.
Для усвоения курса необходимо изучение фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте, основного общего образовательного стандарта, а так же Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Модуль I – Что такое нестандартные ситуации.
МодульII-Природа и мы.
МодульIII-Поход.
Модуль
Iv-Сбереги свое здоровье.
Курс включает 35 часов, базируется на знаниях учащихся, полученных в начальных классах при изучении окружающей среды.
У обучающихся должен быть опыт работы на персональном компьютере, опыт практической работы с живыми объектами, микропрепаратами, муляжами.
Планируемые результаты:
  1. Учащиеся должны уметь: 1 оказывать первую помощь при травмах, остановках сердечной деятельности , воздействиях метеорологических факторов , работать с микропрепаратами,
  2. Обучающиеся к каждому занятию должны подбирать информацию о здоровье человека, инфекционных, заболеваниях ,паразитарных заболеваниях .
3. Составлять рекомендации для одноклассников по поведению при нестандартных ситуацях(гром,молния,вулкан,наводнение,бури,ураганы,смерчи,сели,оползни землетрясения), а так же гигиенического режима во время болезни.
4. Готовить презентации по следующим темам:
«Вода, ее очистка»
«Воздух, и его загрязнение»
«Земля, и ее загрязнение»
«Ядовитые растения-их должен знать каждый»
«Дикие животные и змеи- учись вести себя при встрече с ними»
<<Признаки плохой и хорошей погоды>>
5.готовить доклады по следующим темам: «Паразитарные, вирусные, инфекционные заболевания человека».

  1. Изучение курса обуславливает достижение следующих личностных результатов: сознательному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
    2) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками , старшими и младшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    3) Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в нестандартных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
  2. Мета-предметные результаты курса:
    1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать новые задачи в познавательной деятельности.
    2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения проблем.
    3.Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректирующего свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.
5.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы.
6.Смысловое чтение.
7.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты.
8. Формирование развития компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения обучающимися являются:
  1. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения нестандартных ситуаций и составления алгоритма поведения.
  2. Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
  3. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха.
Курс всем своим содержанием ориентирован на формирование методологических, интеллектуальных , практических и рефлексивных умений . Курс базируется на логике и методах научного исследования , понимании взаимосвязей в окружающем мире и рефлексивном отношение к живому миру и к личности. Следовательно, приоритетными умениями, формируемыми в курсе, будут интеллектуальные, практические, рефлексивные (эмоциональные).
Технология организации учебного процесса по курсу.
Лекция , диалог; дискуссия; деловая игра, практические занятия, мозговой штурм.
Областью применения этих знаний является дальнейшая жизнь обучающихся, ведь основы здоровья закладываются в детстве, что любое отклонение в развитии организма сказывается на здоровье взрослого человека, от первой доврачебной помощи пострадавшим может зависеть их дальнейшая жизнь.
На уроках физического воспитания для анализа мышечных движений, выяснения наиболее выгодных с точки зрения физиологии условия их выполнения. В результате знания физиологических основ спорта находят практическое применение.
Разрешение задач трудового воспитания содействует раскрытие роли трудовой деятельности в процессе происхождения человека. Обучающиеся уясняют, что человеческое мышление, речь, память и другие технические способности появились в результате трудовой деятельности. Мы воспитываем потребность учащихся к труду. Труд играет важную роль в выборе профессий обучающимися, связанных со знаниями биологии.
Контроль осуществляется в виде тестовых заданий : входной, текущий, итоговый-зачет.
Уникальность данного курса заключается в том, что, к сожалению, люди не научились еще правильно вести себя в нестандартных ситуациях.
В этом курсе мы изучаем губительные для здоровья факторы, например, возбудителей различных заболеваний.
Большое внимание уделяется практической направленности. В школьном курсе анатомии, физиологии и гигиены учащиеся знакомятся с оказанием первой медицинской помощи при травмах, остановке дыхания, сердца, кровотечениях, но времени на отработку умений и навыков не отведено, поэтому в этом курсе учащиеся отрабатывают поэтапно свои действия при оказании первой помощи пострадавшим в различных трудных ситуациях.
В курсе используются, современные образовательные технологии.
Включение мультимедийных средств в дополнительный курс, делает обучение более содержательным и результативным . Наша школа оборудована компьютерами.
В кабинете биологии имеется ноутбук и проектор.
Практически на каждом занятии применятся презентация с целью повышения интереса к учебно-познавательной деятельности.
Грамотно созданная, содержательная, яркая, нешаблонная электронная презентация представляет собой универсальный образовательный продукт, который может научить сообщить информацию, создать определённый эмоциональный настрой.
В данном курсе уделяется большое внимание организации деятельности учащегося по созданию тематических мультимедийных презентаций. А это влечет:
-Повышение познавательной активности.
-Увеличение доли самостоятельной деятельности.
-Ученик учится серьезно работать с текстом.
-Создаются условия для формирования у школьников критического отношения к результатам чужой и собственной работы.
-Изменяется отношение к компьютеру, т.к. учащиеся начинают воспринимать его как универсальный инструмент для работы в любой области знаний.
-Взаимодействие «Учитель – ученик» строится на основах индивидуального подхода и сотрудничества; учитель в этой ситуации выполняет консультативную функцию.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что одним из условий эффективности использования современных информационных технологий является повышение самостоятельности учащихся. Разработка учениками собственных электронных проектов позволяет трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий. Можно использовать на всех занятиях. Хочу привести еще обучающие возможности дидактической игры.
Дидактическая игра решает две задачи:
Учебно-воспитательную и игровую.
Учитель обучает детей, играя с ними.
В данном курсе можно провести игру «Пищевые добавки и здоровье человека», »Последний герой»
Курс «Необитаемый остров» опирается на современные достижения науки и практики. Одна из серьезнейших проблем, которую XX век передал XXI веку - это проблема поведения при различных нестандартных ситуациях.
Структура программы
Цель: Расширение и углубление знаний для реализации установок на поведение человека и безопасность его здоровья при нестандартных ситуациях.
Иметь представление :
1. О безопасности в нестандартной ситуации.
2. О здоровье и укрепляющих его факторах.
3. О влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека
4.О диких животных, ядовитых змеях и растениях.
5. Об инфекционных заболеваниях.
6. О паразитарных заболеваниях.
7. О медицине, гигиене, как основных сферах применения данных знаний.
Знать:
8.Основные понятия:
Здоровье, гигиена, работоспособность, венерические заболевания, токсикомания, инфекция, закаливание, инфекционные заболевания, аллергия, респираторные, вирусные инфекции, рацион питания, режим питания, активный отдых. вода,воздух,земля,гром,молния,вулкан,наводнение,пожар,буря,ураган,смерч,сели,оползни,лавины,костер,землетрясение.
9.Алгоритм действий ухода за больными при респираторных, вирусных и бактериальных заболеваниях.
12. Гигиенические правила питания.
13. Алгоритм действий в нестандартных ситуациях.
Уметь:
14. Составлять рацион питания.
15. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
16. Составлять правила ухода, режима за больными.
17. Проводить опрос среди одноклассников.
18. Оказывать первую помощь пострадавшим в природных, ситуациях
19. Получать чистую воду.
20.Строить жилище из природного материала.
21.Оказывать помощь утопающим.
22.Оказывать помощь при тепловом ударе. 

Тематическое планирование
целей
Модули
Кол-во часов
Учебная деятельность учащихся
Методы, приемы, технологии
Форма обучения
Материально-техническое обучение
Методическое обеспечение
Повторение
Домашнее задание
Контроль
Дата
1,2,3
Модуль 1: Вводное занятие
Тема 1.Что такое нестандартные ситуации.
1
Просмотр презентации
Информационные, проблемные
Получение новых знаний
Компьютер, таблицы
Раздаточный материал

Презентация

1 неделя сентября
2,3
Модуль 2:Природа и мы.
Тема: 1.Абиотические факторы природы.
Урок 1.Вода, ее физические и химические свойства
1
Лабораторная работа по определению химических и физических свойств воды
Проблемные технологии
Формирование навыков работы с лабораторным оборудованием
Лабораторное оборудование
Раздаточный материал
Вода и ее свойства
Изготовление пособий.

2 неделя сентября
8,19,13
Урок 2: Какими способами получить чистую воду
1
Лабораторная работа ,,Очистка воды
Игровые технологии игра ,,Получи воду”
Изготовление приборов для очистки воды
Подручные материалы в природе
Презентация
 Вода и ее свойства


3 неделя сентября
3,21,8
Урок 3.Как можно купаться с умом, как научиться плавать
1
Знать: Что делать ,если у вас на глазах тонет человек и правила поведения на воде
Информационные технологии, проверочная работа
Чтение книги «Детская энциклопедия» (оказание первой помощи утоп-м)
Книга Д.Э, таблица, перевязочный материал

Книга Д.Э
Как научиться плавать
Презентация

4 неделя сентября
Урок 4.Воздух ,его загрязнение
1
Знать: физические и химические свойства газов, входящих в состав воздуха. Л.Р: свойства воздуха
Информационно-практическая
Получение новых знаний ,повторение ,проверка д.з
Компьютер,
л. оборудование
Книга» Д.Э»
Свойства воздуха
Презентация

1 неделя октября.
3,22
Урок 5.Повышение температуры воздуха , как бороться, и как оказать первую помощь при тепловом ударе
1
Знать: Симптомы тепловогоудара, правила оказания 1ой помощи при тепловом ударе.
Инф-онно-практическая
Практическая работа:» Оказание первой помощи»
Компьютер ,лаб.оборудование.
Раздаточные материалы, Д.Э.
Свойства воздуха
Презентация

2 неделя октября
3,8
Урок 6.Земля,загрязненение земли
1
Чтение литературы о структуре земли
Мультимедийная презентация
Получение новых знаний
Компьютер
Раздаточные материалы
Абиотические факторы

Зачет
3 неделя октября.
18,13,18
Урок 5.Как вести себя при буре, урагане, смерче
1
Практическая работа в игровой форме
Игровые технологии
Чтение Д.Э и составление алгоритма действий.
Таблицы, компьютер
Раздаточные материалы
Климат



1, 8, 13
Тема 2: Природа сердится. Урок 1: Как уберечься от грома, молнии и дождя.
1
Практическая работа в игровой форме.
Игровые технологии.
Чтение Д.Э. Составление алгоритма действий.
Компьютер, таблицы.
Раздаточные материалы.
Климат 
Презентация

4 неделя октября

Урок 2: Вулкан по соседству – это
опасно.
1
Практическая работа в игровой форме.
Игровые технологии.
Чтение Д.Э. Составление алгоритма действий.
Компьютер, таблицы.
Раздаточные материалы.
Климат 
Презентация

2 неделя ноября
1, 8, 13, 18
Урок 3: Как вести себя при наводнении и цунами.
1
Практическая работа в игровой форме.
Игровые технологии.
Чтение Д.Э. Составление алгоритма действий.
Компьютер, таблицы.
Раздаточные материалы.
Климат 
Презентация

3
неделя ноября
1, 8, 13, 18
Урок 4: Что делать, если всё кругом горит.
1
Практическая работа в игровой форме.
Игровые технологии.
Чтение Д.Э. Составление алгоритма действий.
Компьютер, таблицы.
Раздаточные материалы.
Климат 
Презентация

4
неделя ноября
1, 8, 13, 18
Урок 5: Как вести себя во время бури, урагана, смерча.
1
Практическая работа в игровой форме.
Игровые технологии.
Чтение Д.Э. Составление алгоритма действий.
Компьютер, таблицы.
Раздаточные материалы.
Климат 
Презентация

4
неделя ноября
1, 8, 13, 18
Урок 6: Чем опасны лавины, сели, оползни.
1
Практическая работа в игровой форме.
Игровые технологии.
Чтение Д.Э. Составление алгоритма действий при наводнениях, селях, оползнях.
Компьютер, таблицы.
Раздаточные материалы.
Климат 
Презентация

2
неделя декабря
1, 8, 13, 18
Урок 7: Землетрясение.
1
Практическая работа в игровой форме.
Игровые технологии.
Чтение Д.Э. Составление алгоритма действий при землетрясениях.
Компьютер, таблицы.
Раздаточные материалы.
Климат 
Презентация
Зачёт по теме.
2
неделя января
1, 8, 14, 15, 12
Тема 3: Растения и животные.
Урок 1:
Ядовитые растения.
1
Пр. раб. «Определение ядовитых растений». «Первая помощь».
Информационные технологии.
Получение новых знаний.
Компьютер,
Таблицы,
Д.Э.
Раздаточные материалы.
Систематика растений. 
Презентация.
Составить алгоритм поведения.

3 неделя января.
1, 8, 14, 15, 12
Урок 2:
Как не умереть от голода.

Пр. работа. Поиск материала. Растения, замещающие хлеб, чай, кофе, картофель, мясо и т.д.
Информационные технологии.
Игровые технологии.
«Как приготовить обед на необитаемом острове»
Получение новых знаний.
Компьютер,
Таблицы,
Д.Э.
Раздаточные материалы.
Систематика растений. 
Презентация.
Составить алгоритм поведения.

4 неделя января.
1, 8, 14, 15, 12
Урок 3:
Дикие животные и ядовитые змеи.

Составление правил поведения при встрече с ними.
Информационные технологии.
Игровые технологии.

Получение новых знаний.
Компьютер,
Таблицы,
Д.Э.
Раздаточные материалы.
Систематика животных 
Презентация.
Составить алгоритм поведения.


1 неделя февраля.
1, 13, 4
Урок 4:
Насекомые опасные и надоедливые.

П.Р.
«Первая помощь при укусах насекомых»
Информационные технологии.
Игровые технологии.

Получение новых знаний.
Компьютер,
Таблицы,
Д.Э.
Раздаточные материалы.
Систематика
животных 
Презентация.
Составить алгоритм поведения.


2 неделя февраля.
1, 13, 4
Урок 5:
Насекомые
опасные и надоедливые.

П.Р.
«Составление
правил плохой и хорошей погоды»
Информационные технологии.
Игровые технологии.

Получение
новых знаний.
Компьютер,
Таблицы,
Д.Э.
Раздаточные материалы.
Систематика животных 
Презентация.
Составить алгоритм поведения.

Зачёт по теме.
3 неделя февраля.
1, 2 , 11, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Модуль 3: Поход.
Тема 1: Подготовка к походу.
Урок 1: Подготовка к походу.
1









11, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Урок 2.
Поход.

1.Как правильно выбрать маршрут.
2. Как собрать рюкзак.
3. Жилище.
4. Питание.
5. Как очистить воду.
6. Если кто заболел?
7. Развлечения.
мультимедийные, игровые.
Получение новых знаний, практическая работа.
Компьютер.
Таблицы
Д.Э.
Раздаточные материалы.

Презентации. Закупка продуктов.


5,6,7,9,10,20,18,21
Модуль 4: Инфекционные и паразитарные заболевания. Тема 1: Инфекционные заболевания. Урок 1: Респираторные вирусные и бактериальные заболевания.
1
1.Игра: уход за инфекционными больными.
Игровые ситуации, информационно коммуникативные.
Изучение нового материала.
Компьютер, аптечка.
Учебник "Гигиена и здоровье человека" стр.65-72.
Строение бактерий, вирусов, паразитических червей.
Составить алгоритм ухода за больными и правила профилактики.

1 неделя декабря.
7,6,10,18,19,20,21
Урок 2: Практическая работа по уходу за больными с респираторными вирусными и бактериальными заболеваниями.
1
Игра :Уход за больными. Составлять правила профилактических действий против заражения.
Игра
Практическая работа, закрепление полученных навыков.
Аптечка, таблицы, методички.
Учебник "Гигиена и здоровье школьника" стр.65-72.

Составить алгоритм ухода за инфекционными больным и правила профилактики.

2 неделя декабря.
7,6,10,1
Тема 2:Паразитарные заболевания. Урок 1: Возбудители, симптомы, лечение.
1
Найти материал, составить алгоритм.
Игра
Получение новых знаний
Аптечка, таблицы, методички.
Учебник "Гигиена и здоровье школьника" стр. 65-72
Строение паразитических червей
Составить алгоритм действий по уходу за больными и правила профилактических мер

3 неделя декабря
7,6,10,1, 21, 20
Урок 2: Практическая работа по уходу за больными
1
Найти материал, составить алгоритм.
Игра
Получение новых знаний
Аптечка, таблицы, методички.
Учебник "Гигиена и здоровье школьника" стр. 65-72
Строение паразитических червей
Составить алгоритм действий по уходу за больными и правила профилактических мер
Итоговый тест
4 неделя декабря
19,9, 7
Урок 3: Экскурсия в больницу
1
Слушают врача о работе больницы.







2 неделя января


 
При составлении данного курса мною была использована следующая литература:
1.Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
М. ,,Просвещение” 2011.
2.Рабочие программы .Биология. Предметная линия учебников ,, Линия Жизни”5-9 классы.
М ,,Просвещение” 2011
3.Практические занятия по физиологии человека и животных. Учебное пособие для студентов биологических факультетов. Куйбышев 1984 г.
4.Основы паразитологии. Тетрадь-практикум. Самара,2014 г.
5.Буралев Ю.В.: Безопасность жизнедеятельности на транспорте . – М.: Академия.2010
6.Михайлов Л.А.: Чрезвычайные ситуации природного техногенного характера.- М.:Академия.2009
7.Ильин. Школа выживания в природных условиях.: М.Академия.2001
8.Доусуэлл. Выживание в экстремальных ситуациях.: М.Академия.1996
9.Ильин.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.: М.Академия.2001





Комментариев нет:

Отправить комментарий